Калики перехожие - это на самом деле?


Опубликованно 11.11.2017 00:36

Калики перехожие - это на самом деле?

Калики перехожие – что это такое? Странная фраза, мы находим, как правило, читать старые русские сказки. Вот калики приходят к Илье Муромцу, просидевшему на печи много лет, и предлагают ему "питье медвяное", после чего он чувствует себя богатырскую силу. Вот Илья меняется с каликой одежду, чтобы неузнанным добраться до Киева и попасть в княжеские палат Идолище поганое. И вот калика-герой", "защитник" стольного града...

Так что, значит, "калика перехожий"? Наиболее распространенное толкование-это нищий, который ходил от двери к двери, прося милостыню "во Христе". Но не все так просто, как кажется на первый взгляд... О том, что значит "калика перехожий", и объясняется в этой статье. Калиги - обувь легионеров и паломников

Слово "калика" вызывает в памяти другое, похожее на звук – "калека", и жаргонизм "каличный", который употребляется в презрительном смысле и означает "неверный", "инвалид", "бедный".

Но есть другое, истинное значение слово "калика перехожий". Происходит это слово от латинского caligae – калиги, или кожаные сандалии.

Впервые калиги, что называют "римские сапоги", появились в Древнем Риме, где их носили как рядовые солдаты – легионеры и офицеры – центурионы. Высшие чины предпочитают носить закрытую обувь, так называемые "кальцеи".

Внешне калиги были сандалии с открытым носком, с верхом, выполненным из переплетенных полос кожи, твердой и тяжелой подошвой. Такие подошвы хорошо защищали ноги, даже при переходе через раскаленную пустыню. Чтобы сделать калиги более сильным и стабильным, его подбивали сапожными гвоздями.

Под сандалии легионеров могли стоять кожаный чулок для защиты голени, или шерстяные носки, если их служба проходила в холодных землях, – например, в Великобритании.

Две тысячи лет назад римская армия, обутая в калиги, промаршировала по всей Европе и Северной Африке, заставляя местного населения подчиняться власти своего Цезаря. Прошло уже несколько веков. Империя пала. Теперь, в Европе, новых правителей, и другой религии – христианства. И сандалии, которые носили военные, которые находились у ног паломников, которые шли в Иерусалим, к Могиле Господа.Паломники, паломники, калики

Уже в первые века христианства в Иерусалиме, который считался Святым городом, потекли толпы паломников. На Западе их называли пилигримами (от латинского peregrinus – "Странник").

Термин "Пилигрим" в русском языке происходит от слова "Пальма". Их путешествия в эти люди привозили пальмовые ветви. Если верить Евангелие, то есть все было в руках народа, добро пожаловать в Иерусалим Христа. Наконец, паломники называли каликами перехожими. Что это такое? Это люди, обутые в калиги. Более древние тексты, в которых можно найти это слово, относятся к 11 веку.В братии

Стоит отметить, что идти в Иерусалим в средние века было не легко. Во-первых, тогда Палестина была заселена мусульманами, были христиане враги, крестоносцы Европы, относились к православным, как еретиков. И другие, но и паломников с России, не может оставить в стороне его жизни.

Во-вторых, паломничество-это дорого – денег нет, Странник рисковал умереть от голода, и, не дойдя до Святой земли. Конечно, церковь с удовольствием спонсор "хорошее дело", но все же мало кто путешествовал в одиночку. Часто, паломники собирались в монастырях, и мы будем путешествовать большими группами - так безопаснее. Об этом повествуют рассказы и сказки. Вот, например, "Сорок калик с каликою":

А из пустыни было Ефимьевы, Из монастыря Боголюбова Начинали калики наряжатися В Святой град Иерусалим...Они, как и в начале?

Очевидно, эти иностранцы,-калики, которые в средние века шли в Святую землю, были совсем не похожи на образ, который был в голове у современного человека. То, что калики перехожие во времена Киевской Руси?

Среди этих людей почти не было нищих, но было много богатых – купец или Боярского рода. Такие люди могут позволить себе дорогую одежду – соболиные шубы, обувь с самоцветными камнями. В сказках упоминается и посох из "рыбьего зуба" - моржового клыка. Многие из них были опытными воинами, и даже силачами. Часто калики носил оружие, что было полезным в Палестине, шар, наполненный врагами.

Конечно, память не могла уловить этих героев в сказках. Такие поля есть, что говорит о каликах перехожих, которые идут в Иерусалим – "Сорок калик с каликою". Но она не так известна, как речь идет о жизни Ильи Муромца и его подвиги.Илья Муромец и калики перехожие

Этот спортсмен уже любили в народе, и той славы, как у него, не было никакого другого поля. Любовь вызывала то, что он по национальности – мужик, простой крестьянин. Иногда в сказках Илья называли "казак". Он был реальным человеком, или коллективного характера, не понятно – здесь исследователи еще не пришли к консенсусу.

В первом былинном сюжете, Илья – крестьянский сын, который всю жизнь сиднем просидел на печи. Двух странников, "калик перехожих", пришли к нему и дали пить "питья медвяного", который дал его "силушкой Великой". До этого случилось главное чудо: несмотря на Ильи много лет не мог сделать ни шагу, он встал, открыл дверь и оставил странников в дом. После того исцелил Илью, калики перехожие поручил быть богатырем и найти лошадь, после чего пропали, если не было – "потерялися".

В Былине "Илья Муромец и Идолище поганое" герой меняется одеждой с каликой перехожим Иванищем. Здесь паломник описывает его как человека огромного роста и богатырской силы, элегантно одетый ("гуня сорочинская", греческая шляпа шелк, холст с драгоценными камнями, клюка "девяносто поцелуй", "подсумочки рытого бархату"). Он рассказывает, что шел из Иерусалима через Киев, в котором принимает Идолище поганое, потому что не было в Киеве спортсмены и некому было защитить город. Переодевшись каликой, Илия должен придти в Киев, где изгоняет Идолище с русской земли. В другом варианте легенды освобождает Царьград (Константинополь).В калик – в калеку

Времена изменились, и с ними изменился образ калики- "Пилигрим". Наступил момент, когда каликами стали называть паломников, которые ходили из деревни в деревню, и неограниченного, чтобы провести ночь. Чтобы заработать средства к существованию, пели духовные песни, псалмы, рассказывали стихи и легенды – потому что у них не было ни копейки. Некоторые из этих паломников называли "Христос". Часто это были старики, изувеченных или слепых – в этом последнем случае, им понадобилось руководство.

В Украине и Белоруссии, певцы имели местный вариант лютни – кобзу, или колесо Лира. На этих землях называли кобзарями. Это кобзарем прикинулся Пан Заглоба, герой романа Генрика Сенкевича "Огнем и мечом", когда уходил от казаков Хмельницкого. Народ этих певцов, которых он любил, с удовольствием кормил и верил, что он был благословлен.

Теперь на вопрос о том, что это, калики перехожие, народ ответит, что это нищие бродяги, людей, и, как правило, старые. Так, постепенно, слово "калика" стал обозначать человека с ограниченными возможностями, и со временем стал "калека". Предыдущий образ калики-богатыря, что крест кладет "писаному", и врагов не дает, в худшем-Ильи Муромца, осталась только в сказках.



Категория: Культура