Парусный линейный корабль "Полтава": описание, история сервиса


Опубликованно 02.12.2017 00:40

Парусный линейный корабль

В июне 1712, с Ново-построенное здание Санкт-Петербургского Адмиралтейства сошел первый корабль. Это был броненосец "Полтава" с 54 пушками, а кто в то время были весьма грозной силой. Он был назван в память о победе над шведами в знаменитом сражении, произошло 27 июня 1709 года. В течение двух десятилетий ? до конца Северной войны, ? "Полтава" вместе с другими кораблями Балтийского флота выполняли различные боевые задачи и участие в шести морских кампаниях.

Фоне флота

Строительства отечественного военно-морского флота предшествовал ряд важных побед в Северной войне. Так, из-за взятия шведской крепости Ниеншанц и Нотебург Россия получила выход к Балтийскому морю. Чтобы удержать завоеванные позиции, по приказу Петра I было создано две новых крепости, одна из которых, построенная на заячьем острове на Неве, стал "колыбелью" будущую столицу ? Санкт-Петербурге, а второй-на скалах Котлин в Финском заливе, назвал Кроншлот и эволюционировала со временем в мощное фортификационное сооружение.

Однако, без сильной и боеспособной эскадрильи этих мер было недостаточно. Первый флот Петра Великого был создан в Олонце и Ладожской верфи. Их запасы были запущены на четырех броненосцев: "Выборг", "Рига", "Пернов", а другой, оставаясь безымянным. Основным недостатком этих кораблей было то, что с достаточно мощным артиллерийским вооружением они по дизайну не удовлетворяют техническим требованиям того времени и не обладают достаточной мореходностью. Таким образом, ВМФ России нуждается в срочной модернизации. Закладка нового судна

С этой целью в конце 1709 года, корабельный мастер Федосье м. по Sclaim был разработан проект нового 54-пушечный линейный корабль, названный позже "Полтава". Известно, что в создании проекта личное участие принял царь Петр I. как изучать сохранившиеся в архивах технической документации, исходя из их потомства были созданы передовые по тем временам достижения не только отечественного, но и зарубежного судостроения.

Торжественная закладка корабля "Полтава" был произведен 5 (16) декабря 1709 императором. Чтобы избежать задержки, даже до сего дня на Адмиралтейской верфи были привезены из разных городов из различных источников страны, среди которых были и заготовки будущих деталей судна, а также утюг и другие необходимые материалы. Строитель из Полтавы, Петр I назначил Ф. М. Скляев, но с полной уверенностью в нем, лично контролировал работы, выполненной в ходе которого часто дают очень ценные и полезные рекомендации.Извечные российские беды

Были, правда, без обычной в таких случаях головотяпства. Например, из сообщения генерал-Адмирала графа Ф. М. Апраксина в Адмиралтейском заказов известно, что нерадивый чиновник не только не выполняют в полной мере заказ на поставку конопля нужна для уплотнения в корпус корабля, но тот, который был получен гнилой и не подходят для бизнеса. Кроме того, выяснилось, что большинство деревообработчиков, привыкшие к возведению хижины, но церкви, не в состоянии справиться с новой работой. Пришлось срочно искать замену среди отелей в России иностранцев. Это вызвало дополнительные задержки.

То же и состоящим на Русской службе норвежского Адмирала К. И. Крюйса сообщил граф Апраксин ряда недопоставок, а иногда и откровенное воровство, виновником которых он считал Губернатора Санкт-Петербурга, князя Александра Меншикова. Однако, из-за близости последнего к императору, чтобы положить конец его противоправных действий было невозможно. Однако, когда матушка Россия обходились без него?

Завершение строительства Балтийской эскадры

В конце зимы 1711-1712. основная часть работы была завершена и спуска на воду корабль, он планировал сделать в апреле, но по ряду причин этот праздник пришлось отложить на два месяца. В результате, корабль "Полтава" был впервые плыл по волнам Невы, только 15 (28) июня 1712 года. На церемонии присутствовали царь Петр Алексеевич и вся его семья.

В конце августа того же года корабль, который стал достойным пополнением российского флота, Адмиралтейства покинули причал и направились в Кронштадт для окончательной достройки и оснащения всем необходимым. Есть также и другие корабли Петра 1, предназначен для боевых действий в Прибалтике. На корме "Полтавы" был поднят военно-морской Андреевский флаг, эскиз которого царь утвердил в 1711 году.Некоторые особенности нового судна

Из описания корабля "Полтава", сохранившихся в архивах Адмиралтейства, известно, что по своим характеристикам он соответствует IV система рейтингов для классификации судов, принятые в Великобританию и кто был тогда международным стандартом. Длина его тела составляла 39,8 м. а ширина была равна 11,7 м. глубина трюма составляет 4,6 м водоизмещение достигло 1200 т

Как уже упоминалось выше, вооружение корабля состояло из 54 орудий, и на нижней палубе размещались те, которые имели самый высокий калибр. Масса их ядер был равен 8,8 кг. Уровень выше, и на шканцах ? палубы и платформы в кормовой части корабля, ? порыве пушки, которая имела меньшие размеры, а соответственно, они уступают по огневой мощи.Декор, прославляющие военные победы

В соответствии с традициями эпохи, корабль "Полтава" имела богатое убранство, о чем свидетельствует в этой статье гравюра художника Пикарта, который был современником события. Кроме того, достаточно полное представление и дает ряд сохранившихся документов. Из них понятно, что аллегорические композиции, которые украшали корабль, была спроектирована в честь победы русской армии в Полтавской битве и роль в ней императором. Это назначение соответствует два зеркала-фигуры Святого Георгия. В ту эпоху не только корабли 1-го послания Петра, а также суда, принадлежащие другим флотах мира, часто украшена декоративными элементами, которые содержат определенный идеологический подтекст.

Численность экипажа варьировалась в зависимости от поставленных задач. Она была величайшим в ходе наступательных операций, и достигло 400 человек, в то время как защита была только триста. Команда состояла из 6 офицеров, остальной экипаж состоял из нижних чинов и рядовых матросов.Начало военного пути

Как уже сказано выше, корабль "Полтава" имели возможность принять участие в 6-ти морских кампаниях Северной войны. Первый из них начал его экипаж в мае 1713 года, когда корабль в составе эскадры Адмирала крюйса отправили на боевое дежурство в Северном районе Финского залива. В середине июня на борт корабля поднялся сам император, прибыл для личного ознакомления с ходом работы. В последующие месяцы, Полтава участвовал в нескольких боевых операциях и был временно часть эскадры военно-морской базы в Ревеле.

В ходе кампании 1714 года на экипаж была возложена обязанность прикрывать левый фланг от действий российского галерного флота у берегов полуострова Гангут. Кроме того, есть данные о многодневных поисках "Полтава" и несколько российских кораблей шведской эскадры, поймал березовых островов в северной части Финского залива. Несмотря на то, что противнику удалось уйти от погони, на то, что россиянам удалось заставить его работать, очень обнадеживает.Отношения с союзниками

В следующем году, Полтаве покинул причал Кронштадт только в середине июля, и по приказу императора участвовал в совместных действиях с союзными англо-голландская эскадра под командованием Адмирала Д. Норриса. После задания корабль был отправлен в Ревель, где экипаж и провел зимние месяцы.

На протяжении всей кампании, в 1716 году, корабль выполнял различные задачи в сотрудничестве с военно-морскими силами союзных стран: Нидерландов, Дании и Англии. Тогда же был осуществлен ряд ремонтно-профилактических работ, а затем "Полтава" зашел в порт Копенгагена, который в то время был еще несколько кораблей военно-морского флота России. В следующем году экипаж отличился при высадке на остров Готланд, а также в ряде операций, проведенных вблизи шведского побережья.

Последние годы эксплуатации судна

В последующий период, экипаж продолжил выполнение различных задач, поставленных Адмиралтейства. В июле 1721 г. судно едва не погиб, оказавшись в эпицентре сильного шторма, который обрушился на северо-западную часть Балтийского моря, и получил серьезные повреждения. В результате, по прибытии в Ревель он был поставлен в док для ремонта.

"Полтава" завершили свою боевую службу в качестве учебного судна, которое в период 1723-1724, он проходил стажировку молодых морских офицеров. Это был заключительный этап первого путешествия военное судно, спущен со стапелей Петербургской верфи. Спустя год пришел приказ освободить его из пушек, которые были переведены в новый, только что построенный фрегат "Москва". Сам почтенный ветеран долгое время, проведенное в доках Кронштадта, а затем пришел в полный упадок, была разобрана.



Категория: Культура