Выборы мэра Киева: К каким технологиям прибегают кандидаты
Опубликованно 13.11.2015 12:30
«Вести» собрали мнения экспертов относительно технологий, используемых претендентами на пост главы Киева, чтобы оценить шансы Кличко и Березы в финальном сражении за доверие киевлян.
Как правило, перед вторым туром выборов в ход идут так называемые «черные» технологии, цель которых дискредитировать своего оппонента в глазах избирателя. Виды подачи информации в этом случае используются самые разные. Это может быть «уловка» кандидата, запущенная в телеэфиры, листовки с компрометирующим, хотя и заведомо неправдивым содержанием, анонимные звонки избирателям и тому подобное.
В политическом мире данные действия оправданы. Избиратель, разочарованный в своем кандидате, на которого и «вылита грязь», либо отдает свой голос конкуренту, либо же и вовсе отказывается идти на избирательный участок. И в том, и в другом случае кандидату, на заказ которого распространялась «чернуха», такая позиция избирателя на руку.
По словам кандидата политических наук Василия Мокана, сегодня в столице вовсю используются скрытые «черные» технологии. К примеру, телефонные обзвоны киевлян, о которых на днях писали средства массовой информации. Политолог отмечает, что это распространенная для второго тура практика, ведь в первом туре при большом количестве кандидатов можно играть по-грязному в открытую. «Например, есть 30 кандидатов, и каждый льет друг на друга грязь, делают соответствующие листовки, наклейки, материалы и т.п., непонятно, кто из них выбрал стратегию грязной борьбы», - сказал Василий Мокан.
Скрытые методы дезинформации, в частности телефонные звонки избирателям, которые сегодня раздаются в квартирах киевлян с сообщением о том, что Кличко якобы отказался от участия во втором туре, позволяют обзвонщикам уйти от ответственности за распространение недостоверных данных.
«Телефонные обзвоны - это достаточно конфиденциальная технология, о звонке знает только оператор, и тот, кто поднял трубку. Например: киевлянину звонят в 3 часа ночи, представляются из штаба Кличко и агитируют поддержать действующего мэра на выборах. Понятное дело, что даже у сторонников Кличко подобные вещи вызовут только негатив, и могут отбить желание у человека идти на выборы. Второй тип обзвонов, которые мы наблюдаем сейчас в столице, это звонки, цель которых – дезинформировать людей и понизить явку. СМИ сообщают, о прозвонах от имени КГГА с сообщением о том, что Кличко отказался от второго тура, поэтому на выборы можно не идти. Таким образом, черные технологи пытаются понизить явку сторонников Кличко», - отметил Василий Мокан.
Самому Виталию Кличко как уже действующему мэру и как лидеру первого тура выборов крайне не выгодна низкая явка избирателей. Ведь тогда разрыв в голосах значительно сокращается, или, как отмечают в экспертной среде, есть высокая вероятность, что оппонент приведет на голосование хоть и небольшой, но весь процент своих приверженцев.
По словам главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, чем меньше явка, тем больше манипуляций, которые могут повлиять на результаты голосования. Речь о том, что чем меньше людей придет на выборы, тем меньше киевлян в последствие будет представлять власть. «Если явка будет, к примеру, 20% избирателей, то получается, что всего около 7-9% всех тех, кто живет в Киеве, определили судьбу всех жителей столицы. Поэтому в данном контексте сознательная позиция и участие в голосовании очень важны», - отмечал ранее Алексей Кошель.
Еще одной темой для всевозможных спекуляций на выборах в столицу стали дебаты, которые должны были состояться в прямом телевизионном эфире между Виталием Кличко и Бориславом Березой. Но действующий мэр столицы отказался от словесной перепалки. Политический эксперт Дмитрий Разумков считает такое решение Кличко вполне оправданным. По его словам, отказ никак не связан со страхом перед соперником, ведь у Кличко достаточно опыта провести политические баталии в телеэфире, потому что психологическая подготовка к дебатам и подготовка к спортивному поединку имеют множество сходных принципов. Первый — это выступление на публике, когда есть четкий соперник, которого есть возможность изучить заранее: сильные и слабые стороны, проработать тактику защиты и нападения. Второй — сохранение самоконтроля и четкое соблюдение заранее намеченного плана. И третий — у участников дебатов почти всегда есть подсказчик в ухе, а у спортсмена тренер.
«Принципы одни, площадка и поединок — разные. Поверьте, у Кличко опыт в подготовке к любого рода поединкам — самый серьезный в Украине, и он точно не боится выходить один на один с соперником. Здесь, как говорится, не поспоришь», — сказал политический аналитик.
Дмитрий Разумков подчеркнул, что политические дебаты в Украине еще ни разу не сделали жизнь людей лучше: посидел перед телевизором, попереживал, а на завтра остались те же проблемы, что и были. К тому же, дебаты в нашей стране, по его мнению, кардинально отличаются от тех, что проводятся в цивилизованных странах. Если на Западе дебаты — это противопоставление двух систем, подходов к управлению, то в Украине — это популизм, они дискредитированы и никак не помогут людям жить лучше.
«Там кандидаты дебатируют по 4?5 часов подряд, демонстрируют свои программы, обсуждают такие детали, что волосы дыбом встают. У нас же это обычно поливание грязью друг друга, громкие популистские обещания и фразы, скандалы и ничего общего с реальной жизнью. Поэтому с этой стороны Кличко можно понять — или дебаты надо делать по строгим правилам, или не устраивать из этого цирк и вообще не проводить», — сказал Дмитрий Разумков.
Тем не менее, тема дебатов в столице не утихает. Так, 10 ноября в соцсетях начали распространять анонс дебатов между Кличко и Березой на 11 ноября со ссылками на предполагаемые каналы трансляции. Эту информацию сразу же подхватили интернет пользователи.
Как отметил политический консультант Николай Волгов, выброс неправдивой информации в информационное пространство еще один вид «черных» технологий, используемых на выборах.
«Хотя у Кличко сразу же опровергли объявление из соцсетей, но механизм уже был запущен, - сказал политтехнолог.
И все же, кому, Кличко или Березе, отдадут предпочтения киевляне? Эксперты сходятся во мнении, что большинство киевлян хотят видеть во главе города, человека, который способен достигать результата.
Эксперт подчеркнул, что в предвыборной кампании Кличко использует достигнутый им результат на посту мэра. Это - социальные программы, ремонты, льготы на проезд, цены на хлеб и так далее, то есть все то, что находит поддержку у жителей столицы.
«Большинство киевлян хотят видеть своим мэром человека, который имеет определенный статус, заслуги, и которого можно оценить по конкретным результатам работы. Небезразличны киевляне и к вопросу источников средств для финансирования избирательных компаний кандидатов. Хотел напомнить избирателям, что пассивное отношение ко дню голосования может людей шокировать неожиданными результатом. Поэтому каждый голос может стать решающим в прямом смысле слова», - отметил Николай Волгов.
Откуда у кандидатов деньги?
На всех выборах у избирателей возникает вопрос: откуда у кандидатов средства на печать дорогостоящих бордов, листовок, газет, рекламных роликов и прочее? Кличко личность публичная и все его доходы открыты и доступны для любого интересующегося. Это спорт и околоспортивный бизнес: рекламные контракты, промоутерство и тп. Относительно Березы ситуация иная. По словам лидера партии «Демократический альянс» Василия Гацько, предвыборную кампанию Березы финансировал экс-глава администрации времен Януковича Сергей Левочкин.
Категория: Общество