Шевки Аджунер: Отбросьте популизм и будьте решительнее в реформах


Опубликованно 29.09.2016 17:50

Шевки Аджунер: Отбросьте популизм и будьте решительнее в реформах

Европейский банк реконструкции и развития отметил 25-летие своей деятельности. Основанная в 1991 году, он стал одним из крупнейших и наиболее авторитетных финансовых учреждений в Европе. Банк, штаб-квартира которой находится в Лондоне, предоставляет кредиты коммерческим проектам в частном секторе, и проведение институциональной реформы в более чем 30 странах Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии. Объем финансирования составляет десятки миллиардов евро в год, которые направлены на повышение уровня жизни рядовых граждан, развития бизнеса и государственного управления.

В Украине ЕБРР с 1992 года. За это время общая сумма займов превысила 12 млрд евро в рамках 368 проектов. Это примерно четверть от общего объема прямых иностранных инвестиций, полученных Украиной от частных инвесторов за время независимости. Кроме того, эти цифры могут быть значительно увеличены, если успех правительственных реформ и позитивных изменений в экономике и социальной сфере.

Как ЕБРР оценивает текущую экономическую ситуацию в Украине, которая планирует строить на будущее и какие проблемы решать призывает власти, в интервью УНИАН заявил глава представительства ЕБРР в Украине Шевки аджунер.

ЕБРР как один из ключевых финансовых партнеров Украины доволен результатами работы правительства?

Конечно, Украина сталкивается с еще одним моментом истины. Открылось окно возможностей, инвесторы послал позитивный сигнал. Этот сигнал подхватили. После летнего затишья, мы наблюдаем оживление деловой активности.

В пользу Украины говорит не только о возобновлении сотрудничества с МВФ. Мы приветствуем принятие закона О Национальной комиссии по регулированию рынков электроэнергии и коммунальных услуг. В первом чтении одобрен проект закона О рынке электроэнергии. Мы приветствуем ряд решений правительства и парламента в сфере приватизации. Это хорошо. И я надеюсь, что естественным следствием этого будет приток прямых инвестиций и экономического роста, на который рассчитывает правительство.

Вы будете пересматривать макроэкономические прогнозы для Украины в сторону улучшения?

Мы не привязаны к какому-либо конкретному событий в Украине. Мы делаем прогнозы для всех стран-партнеров каждые шесть месяцев, и Украина не является исключением. Их прогнозы, мы объявим, скорее всего, в ноябре. По нашему прогнозу, рост ВВП на 2% в текущем и 2% в 2017 году.

Как вы оцениваете проект бюджета на 2017 год? Документ определяет положительную динамику второй половины 2016 года?

Мы не видели документ, но как только вы его получите, обязательно покажу наши экономисты. Себя как представителя важно иметь объективную оценку достижений правительства.

Но вы знаете, что Кабмин планирует в качестве ключевого macroparasites рост ВВП в 2017 году до 3%. Он является достижимым эталоном, учитывая, что ожидаемый конец 2016 года - менее 1%?

Многое зависит не от цифр, а от того, насколько успешным реформам в стране. Важно, как будет проводиться приватизация, будет ли она прозрачной. Если экономические процессы будут положительными, то рост будет весьма существенным.

Мы также надеемся, что эффективной она будет и недавно созданный Инвестиционный совет. Мы обсуждали с господином Ложкиным (глава Совета - УНИАН) концепция работы этого органа, и если все будет идти по плану, как запланировано, то результаты будут.

Не раз уже подчеркивал: Украина имеет огромный потенциал и значительные возможности. Ваши преимущества - качество рабочей силы, технологий, технических, сельскохозяйственных, логистических, фармацевтических возможностей. Вопрос теперь в том, чтобы провести комплекс мер, которые вселяют уверенность в инвесторов, чтобы убедить их в том, что Украина-это действительно место, где вы должны инвестировать ваши деньги.

Но пока инвесторы все чаще говорят о том, что Украине нужны реформы. Международные финансовые организации также говорят о реформах. И какие реформы нужны?

В сущности, это все реформы, над которой работает правительство. Это и верховенство права, борьба с коррупцией и снижение бюрократических барьеров для бизнеса, реформы государственного управления, пенсионной реформы. Почему нужна реформа государственного управления? Потому что это ключевой элемент борьбы с коррупцией. Зачем нужна пенсионная реформа? Потому что это поможет выровнять существующие годы социальным перекосам и безрассудного истощения ресурсов бизнеса как налогоплательщика.

И вы можете увидеть прогресс в этих областях?

Давайте просто скажем, что мы вместе к этому стремимся. В ближайшие дни мы запустим новую программу советов в местные органы власти. Работы будут финансироваться за счет донорских средств ряда государств и Европейского Союза.

Мы планируем организовать две группы советников премьер-министра и Президента. Одна будет во главе с Лешеком Бальцеровичем (бывший глава польского правительства, руководитель группы советников премьер-министр Владимир Гройсман - УНИАН), а другой - Иван Миклош (экс-вице-премьер Словакии, со-руководитель группы советников премьер-министр Владимир Гройсман - УНИАН).

И третий компонент: управление продвижение и поддержка реформ. Он будет работать под руководством Кабинета министров, и курировать его работу будет, вероятно, вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции.

Я правильно понимаю, что речь идет о другой консультативной программы, дополнительные группы советников. Это будет продолжение сложившейся практики консультаций власти или ЕБРР готовит новую программу?

Что-то новое, что-то будет взято из уже накопленного опыта. Придут новые люди, которые смогут донести определенные моменты, особенно в части государственного управления. По сути, мы говорим о несколько команд на различных уровнях управления с конкретными функциями и целями.

Новой программы, предположительно, будет иметь приоритетное значение на 2017 год. Что в целом вы ставите цели для себя на ближайшие месяцы?

История связей между Украиной и ЕБРР-это не просто история выполнения некоторых проектов. Это личные и профессиональные связи, взаимного доверия и ежедневном контакте. Очевидно, что мы все работаем на то, что уже в приоритете. И в 2017 году мы будем сохранять эту практику: продолжать поддержку сельского хозяйства и логистических проектов, финансирование проектов в сфере энергоэффективности - и в разных аспектах. Мы заинтересованы в развитии "зеленой" энергетики, поддержку финансового сектора, финансирование программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Кроме того, мы будем укреплять команду, которая сейчас работает в малом и среднем бизнесе, попробуйте увеличить финансирование в этой области позволит расширить спектр проектов и ряд регионов, которые могут участвовать в программах.

Мы заинтересованы в проектах по развитию банковского сектора, поддержка экспортно-ориентированных отраслях. Мы будем продолжать работу по реформированию энергетического сектора и, в частности, "Нафтогаза". Также планируется в 2017 году два крупных и несколько небольших проектов по развитию общественного транспорта.

Но не менее важным является участие ЕБРР в институциональных изменений. Как я уже сказал, У нас есть более близкий взгляд на реформу государственного управления на всех уровнях, и активизировать сотрудничество в области реформы управления публичных компаний.

Вы упомянули "Нафтогаза". Как вы оцениваете ситуацию вокруг нас сегодня?

Говоря о "Нафтогаза", мы должны понимать, что сказать будьте осторожны. Компания занимается Стокгольмский арбитраж по поводу спора очень сложно (с российским газовым монополистом "Газпромом" - УНИАН). Но из чего можно прокомментировать, я должен признать: ситуация вокруг НАК stabiliziruemost.

Мы переходим на программу кредита в размере 300 миллионов евро для закупки газа. Государство, занимающее практически полностью выбрал второй части револьверного кредита на этот год, осталось что-то около 30 миллионов евро. Мы в целом удовлетворены финансового сотрудничества и реформирования компании.

Рассмотреть перспективы вхождения госбанков в качестве акционера?

Считается, но сроки не установлены. Все зависит от банковской системы, от политики Национального банка в условиях либерализации рынка. Это (вхождение в акционерный капитал банков - УНИАН) может произойти в среднесрочной перспективе, и, возможно, на горизонте 2017-2018.

Но приватизация? Готовы ли вы войти в состав акционеров какие-либо активы? В то время речь шла о том, что банк может войти в состав акционеров Одесского припортового завода...

Да, мы тоже не исключаем. В случае прозрачных конкурсов и заинтересованности инвесторов в том, что ЕБРР вошел в состав акционеров актив - почему бы и нет. И речь идет не только о ОПЗ, энергетических объектов также может быть интересно. Но опять же, здесь вопрос не столько наше желание, как банк, как в плане продажи и интерес потенциальных покупателей.

Расскажите подробнее о проектах в сфере малого и среднего бизнеса. Что вы планируете в этой области? Будет открывать кредитные линии непосредственно для хозяйствующих субъектов?

У нас нет механизма для прямого кредитования МСП, но мы пытаемся реализовать проекты в этой сфере через коммерческие банки. У нас есть консультативная программа поддержки МСП до 40 млн евро по линии ЕС, которые должны быть реализованы. В рамках этой программы в ноябре-декабре мы планируем открыть два офиса поддержки малого и среднего бизнеса в Харькове и Одессе. Будет 15 информационных бюро, которые напрямую не связаны с ЕБРР, но банк будет оказывать консультационные услуги в этих центрах.

Есть планы по другим программам для малого и среднего бизнеса на ближайшие 4-5 лет, но они зависят от того, как пойдут дела в экономике в целом.

Что касается бюджета проекта, что объем финансирования заложить в 2017 году?

Мы надеемся, что мы сможем вернуться на ежегодное финансирование проектов в размере 1 млрд. евро.

Существуют ли факторы, которые, наоборот, заставит пересмотреть кредитования в сторону снижения?

Отказы в приватизации. Это приватизация теперь станут показателем интереса инвесторов, и интерес властей в реальной продажи активов и привлечения средств, технологий и новых стандартов управления.

Несомненно, провал anticorruptional политике и торможения судебной реформы могут породить сомнения в намерениях власти. Если неудачи в этих областях будут приняты, это, безусловно, вернуть страну назад.

Конфликт на Востоке - фактором замедления реформ, он может оправдать неудачи?

Очевидно, что ситуация на востоке Украины-это непредсказуемая история. Решение требует усилий многих людей и решения многих связанных с этим трудностей. Выполнение минских соглашений в этом вопросе играет ключевую роль.

Конечно, тот факт, что страна является очагом напряженности, снижает доверие инвесторов. Инвесторы происходит потому, что люди, которые регулярно смотрят новости. И если они видят огонь, не приходят в страну. Заголовки формируют их поведение.

Однако, я не думаю, что конфликт должен остановить преобразования. Нельзя сказать, что война прекратится реформы. Понятно, что это отнимает ресурсы, финансовые в частности. Но это не оправдание для отсутствия прогресса. Международное сообщество наблюдает и ждет, как украинцы смогут реформирования государственного управления или пенсионной реформы в условиях войны-это проблема, а возможность.

Согласны ли вы с мнением, что инвесторы сейчас и если они придут в Украину только как страна сырьевого экспорта?

Сырьевые возможности интересны, но важны и технологии. Компании, которые приходят как на сырье, на самом деле приносят технологий, новых стандартов управления, новое видение участия государства. Скажу больше: если раньше мы отмечали, в первую очередь, интерес, скажем, зерна, сейчас мы видим интерес в энергетическом секторе. Год назад этого не было.

А что скажите об интересе менеджеров. Вы являетесь членом Комитета по назначениям при Министерстве экономического развития, участвуют в поиске и выборе лиц, претендующих на должности в ключевых государственных компаниях. Как вы думаете, украинское государство гиганты интересна менеджерам?

Да, люди с опытом и знанием интересов в украинских компаниях. И ими движет не только вопрос денег, хотя и это важный фактор. Умение управлять и зарабатывать привлекает менеджеров. Я считаю, что опыт "Укрпочта" и "Укрзализныця" - это не случайность. В будущем мы наверняка увидим новые лица, готовые принять смелые идеи и превратить громоздкие государственные активы в эффективной работе компании, принося государству миллиардные доходы.

Сегодня в Украине модно давать правительственные чиновники, руководство на будущее, поставить определенный набор задач, которые будут гарантировать пребывания в должности, продвижение по карьерной лестнице. Какие рекомендации вы могли бы дать украинским властям в ближайшем будущем?

Отбросить популизм и решимости в проведении реформ, повысить уровень жизни простых людей, но не теряют связи друг с другом. Мы должны работать вместе как команда, Президент, правительство, парламент. Когда есть конструктивная работа среда меняется, и многие проблемы можно преодолеть.

Олеся Сафронова (УНИАН)



Категория: Экономика