Ямбург: профессиональный стандарт даст учителям подход к каждому ученику
Опубликованно 13.12.2016 04:29
Педагогическое сообщество активно обсуждает новый проекта профессионального стандарта. Каков потенциал для профессионального роста, он спросить учителей? Какие условия будут формироваться для каждого ребенка? Эти темы получают свое освещение на национальной конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога, который состоится 20 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете. На принципы и подходы, которые легли в основу проекта, передает РИА Новости Анне Курской рассказал член команды при разработке профессионального стандарта педагога, академик РАО, заслуженный учитель России, директор Центра образования №109 в Москве Евгений Ямбург.
- Евгений Александрович, почему возникла необходимость разработки профессионального стандарта педагога?
— Эта работа началась в 2013 году по поручению правительства в ответ на новые задачи и проблемы реальной жизни. Мир меняется, дети разные, учителя сталкиваются с новыми проблемами. Например, сегодня развивается инклюзивное образование, в классы могут быть дети с проблемным развитием, с отклонениями в развитии, синдром дефицита внимания, слуховые импланты, но учителя не учили, как с ними работать. Учителя нужны новые компетенции.
Кроме того, в России идут процессы миграции. Во многих школах, не только в крупных городах, обучается значительное количество детей, для которых русский язык не родной и дома не говорят на нем. Учителя нужны новые знания в области преподавания русского языка как неродного. Даже работа с одаренными детьми требует особых навыков. Существует мнение, что одаренных детей можно придать любую сумму знаний, но это неверно. Все эти задачи, педагоги должны решить сегодня.
Кроме того, мы столкнулись с задачей повышения качества образования, которая должна решаться путем повышения квалификации педагогов. Следовательно, идея профессиональных стандартов, которые сегодня существуют в любой культурной стране. В основу мы положили структуру профессиональной деятельности учителя "преподавание", "образование" и "развитие".
Были стандарты, принятые в 2014 году, имеет ли место их реализация по всей стране?
— Дело в том, что мы, авторы, считаем, что учитель-это не утверждать, что он никогда не учил. Сначала нужно обучить преподавателей, то есть, перестроить обучение в педагогических вузах и институтах повышения квалификации, и Министерство образования поддержали нас в этом. Затем мы начали тестировать стандартную реализацию 23 пилотных площадок, чтобы пойти в поле, чтобы посмотреть, в том числе требовать. Ведь все живое растет снизу, как если вводить инновации сверху и заставить учителя будут в большой беде.
Первый этап внедрения прошел, но этого было недостаточно. Мы увидели две крайности в подходах лидеров. Некоторые, почти как в известном фильме Гайдая, поспешил сообщить, что они готовы: "мясо?" – "Я!" – "Винзавод?" – "Я!" Это формализм. Другая крайность — нет порядка, и мы не собираемся ничего делать. Но когда заказ поступает на реализацию, и учителя останутся необученными – мы все проклинают!
На первом этапе мы собирали информацию о реализации стандарта в пилотных сайтах, там была группа учителей, которые научились работать по-новому. Наступил второй этап. Президент поставил задачу создать рамки для развития карьеры учителя. Ведь для того, чтобы профессия учителя стала привлекательной, нужна не только достойная зарплата, но и перспектива роста для молодых педагогов. И тогда мы "горизонтальной карьеры".
- Они до сих пор учителя не было карьерного роста?
— Он был, но как он выглядел? Учительница стала завучем, потом директором, потом начальником отдела и, наконец, министр. Но Министров гораздо меньше, чем учителей и директоров, и им нужны другие управленческие компетенции. При разработке новой модели карьерного роста, мы исходили из того, что никакие нововведения и реформы не должны привести к ухудшению экономического положения учителей и понижение его статуса. Потому что учителя в некоторых местах начали пугать: "что установленного образца, мы не заверенная, а вы идите на улицу". Это "административный раж", о которых говорил Салтыков-Щедрин. Поэтому для старшего поколения учителей мы оставляем первую и высшую категорию педагогических работников, звание "Заслуженный учитель".
С другой стороны, есть плеяда блестящих молодых учителей, способных использовать информационные и другие технологии. И как их мотивировать? Возникла идея перевести профессиональной компетентности в обобщенных трудовых функций и конкретных трудовых действий, т. е. ввести должность. И назначает директором в зависимости от квалификации и компетентности учителя.
- Расскажите, пожалуйста, о новой модели карьерного роста педагога.
Пока мы остановились на три позиции: "учитель" – для этого достаточно иметь соответствующее образование, то есть, он должен соответствовать занимаемой должности. Следующая Категория - "старший учитель". Предполагается, что он уже обладал необходимыми компетенциями, может работать со смешанным студенчества, когда в одном классе и одаренных, больных и здоровых. Старший преподаватель владеет передовой педагогической практики.
Наконец, высшей категории – "ведущий преподаватель". Это человек, который координирует работу других учителей в сотрудничестве с дефектологами, психологами и логопедами. Это, по сути, "играющим тренером". К сожалению, многие преподаватели педагогических учебных заведений и институтов усовершенствования учителей не видели живых детей. Ведущие преподаватели должны быть носителями передового опыта, а затем перейти для продвижения вашей карьеры. Положение будет существовать независимо от категорий, которые отражают квалификацию.
- Как будет оцениваться квалификация учитель?
Это очень серьезная проблема. Сегодня оценка квалификации учителя предоставляемых регионам, кто во что горазд. Где преподаватели набирают вес портфеля 50 кг, которые никто не читает. Они тестируют компьютер. Общие инструменты для объективной оценки качества работы учителя нет. Наша группа убеждена в том, что оценка качества работы учителя-это успехи и достижения своих детей. Никакое количество выступлений на совещаниях, семинарах и активов, и достижения детей.
Но есть очевидная проблема. Если вы принимаете безопасный и здоровый ребенок, успехи в ЕГЭ и победы в олимпиадах – свидетельство хорошей работы учителя. И если этого ребенка с задержками развития или здоровья? Он может быть дислексия или дисграфия, и он делает диктант по 60 ошибок. Или синдром гиперактивности и дефицита внимания, и он бегает по классу и орать на него или уговаривать, чтобы быть осторожным-это бессмысленно, потому что оно имеет такие характеристики мозга. Представьте, что ребенок приходит к учителю, делая ошибки 50-60, а на выходе только 10. Его учитель за эту работу пришлось отдать приказ, чтобы судить по ЕГЭ, в результате ребенок так есть два. Таким образом, система аттестации учителей на основе достижения детьми должен быть очень тонкий дизайн.
- Мы можем ожидать, что эта система будет работать в ближайшем будущем?
Пока мы только подходим к этой работе. Но в 2018 году, учителя должны идти на так называемый эффективный контракт, чтобы не платить, "всем сестрам по серьгам", и "честь в труде". И не зная, как измерить эту эффективность, мы можем вызвать социальную напряженность. Поэтому мы будем активно взяться за разработку системы оценки. Как правило, вам нужно перейти к написанному в законе государственно-общественной системы управления, когда профессионалы занимаются оценкой коллег через их сообщества, как это происходит в любой культурной стране. Вот я недавно был такой Ассоциации "Учитель XXI века", я имею честь возглавлять его. Его задача-собрать тех людей, которые будут осуществлять мониторинг и оценку, в то время как нет государственной сертификации.
- Вы сказали, что внедрение этого стандарта поможет педагогам в работе с проблемными студентами. А что изменится для остальных учеников?
— Там сейчас учеников. В каком-то смысле они все на заказ, со своими особенностями. Я говорил, что если ребенок одарен, это не значит, что можно издеваться. Все они очень амбициозные ребята. Для такого ребенка, если он не победил в международном конкурсе, жизнь закончилась. Он либо пытается совершить самоубийство или стреляет в учителя, мы увидели его. Поэтому необходимо обратить серьезное внимание на доступность образования, индивидуальный подход. Другого пути нет, но быстро это не пройдет. Индивидуальный подход надо растут. Потому что быстрый результат педагогики – это всегда обман, сказка для взрослых, или ложные сообщения.
Категория: Интернет