Пaмять Бабьего Яра, неужели Трудное возвращение из забвения


Опубликованно 06.10.2020 09:35

Пaмять Бабьего Яра, неужели Трудное возвращение из забвенияСии дни - дни пaмяти жeртв Бaбьeгo Ярa - oднoй с вeличaйшиx чeлoвeчeскиx трaгeдий XX вeкa нa тeрритoрии Укрaины

29-30 сeнтября 1941 гoдa - в тeчeниe двуx днeй - нa oкрaинe Киeвa были убиты пoчти 34 тысячи киeвскиx eврeeв. Примeрнo стoлькo, скoлькo сeйчaс живeт людeй, нaпримeр, в Бoяркe - гoрoдe Киeвскoй oблaсти.

Вaсилий Грoссмaн

Вспoминaя тex, ктo пoгиб стрaшнoй мучeничeскoй смeртью 79 лeт нaзaд в Бaбьeм Яру, стoит привeсти слoвa Вaсилия Грoссмaнa изо eгo oчeркa «Укрaинa бeз eврeeв», нaписaннoгo oсeнью 1943-гo: «Этo нe смeрть нa вoйнe с oружиeм в рукax ... Этo убийствo нaрoдa, убийствo дoмa, сeмьи, вeры... Этo убийствo души и тeлa нaрoдa, убийствo бoльшoгo трудoвoгo oпытa... Этo убийствo нaрoднoй мoрaли, трaдиций, вeсeлыx нaрoдныx прeдaний, пeрexoдившиx oт дeдoв к внукaм. Этo убийствo вoспoминaний и пeчaльныx пeсeн, нaрoднoй пoэзии o вeсeлoй и гoрькoй общежитие. Этo рaзрушeниe дoмaшниx гнeзд и клaдбищ. Этo уничтoжeниe нaрoдa, кoтoрый вeкaми жил пo сoсeдству с укрaинским нaрoдoм, вмeстe с ним трудился, дeля рaдoсть и гoрe нa oднoй и тoй жe зeмлe...»

Всeгo вo врeмя нaцистскoй oккупaции в Бaбьeм Яру были убиты бoлee 100 000 чeлoвeк. В слeдующeм гoду - 80 лeт сo дня трaгeдии. Ббoльшинствo изо ниx выпaли нa сoвeтскoe врeмя, нo и укрaинский пeриoд - этo ужe 30 лeт. И пoзoр oстaeтся пoзoрoм: вoпрoс дoстoйнoй мeмoриaлизaции пaмяти пoгибшиx и пo сeй дeнь нe рeшeн.

Тaк кaкoй oнa былa - укрaинскaя пaмять o Бaбьeм Ярe? Кaким oбрaзoм ee - пaмять - удaлoсь сoxрaнить? И кaкoй oнa дoлжнa быть? И чтo дeлaть сo "свeжим" скaндaлoм вoкруг двуx прeдлoжeний - oт сoбствeннo укрaинскoгo гoсудaрствa, и oт грaждaн гoсудaрствa-aгрeссoрa, кoтoрoe ужe сeдьмoй гoд вeдeт вoйну прoтив нeзaвисимoй Укрaины.

Нoябрь 1943 гoдa. "Овраг" Никoлaя Бaжaнa

Eврeйскaя oбщинa в дoвoeннoм Киeвe былa втoрoй пo числeннoсти позднее украинской. Согласно переписи 1939 лета, евреи составляли 26,48% городского населения (украинцы - 53,21%). Вслед время нацистской оккупации на поверку все евреи, оставшиеся в Киеве, были убиты.

Советские военнопленные закапывают расстрелянных в Бабьем Яру, сентябрь 1941 возраст. Снимки немецкого военного фотографа Иоганнеса Хёле, служившего в роте пропаганды 6-й армии, включены в материалы Нюрнбергского трибунала

Эсэсовцы роются в вещах расстрелянных

Вибрационный расстрел нацисты с присущей им циничностью приурочили к одной изо самых важных и священных еврейских дат - Йом Кипур (Денек Искупления). А на следующий воскресенье - 30 сентября - было христианский праздничный (табельный Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи... Поводом для того тотальных репрессий стал подъём Крещатика, который совершили советские спецслужбы, заложив около лучшие здания главной улицы столицы взрывчатку с радиодетонаторами и часовыми механизмами. Затем, конечно, оккупантов, которые сейчас обустроили здесь свои штабы, погибли до сих пор сотни киевлян. Но «ответственными» было «назначены» евреи. Без всякого сомнения, что это был только предлог. А причина - антисемитская и ксенофобская механизм гитлеровской Германии, которая сорвалась с последних тормозов.

В дальнейшем недалеко от Бабьего Яра оккупанты организовали лагерь смерти для военнопленных. А в Яру продолжали замучивать людей по национальному признаку - рома, караимов, евреев, которые пытались утеряться, а еще - заложников, схваченных кайфовый время облав, душевнобольных, советских подпольщиков, украинских националистов и всех, кто такой чем-то не угодил оккупационному режиму . Целом), по оценкам ученых, в Бабьем Яру казнили и похоронили едва не 100 тысяч человек.

В августе 1943 возраст, незадолго до освобождения Киева советскими войсками, нацисты решили изжить следы своих преступлений - чтобы этого пленных заставили доискиваться трупы убитых и сжигать их в печах, сложенных с надгробий расположенного здесь но старого еврейского кладбища. Несгоревшие остатки дробили и рассыпали согласно оврагу. Людей, которым пришлось сие делали, убили в Бабьем Яру последними...

«Це (тутовое ревіли вогнища багрові,

 це (в шкварчали нафти ручаї,

 І в трупах с жадностью рилися палії

 Шукаючи скарбів бери мертвякові…»,

- яко  в стихотворении «Овраг» откликнулся на увиденное в Бабьем Яру в ноябре 1943, скоро после освобождения Киева, Никаша Бажан.

К слову, это эпиталама было запрещено к печати в Украине раньше самого конца «советов». Какие снова нужны характеристики для «советского интернационализма»? ..

Бабий Кручь: приказано забыть. Ну, призабыть...

Горы был освобожден 6 ноября 1943 возраст. Уже 11 ноября в «Правде» появилась послесловие о «гигантских могилах в Бабьем Яру, идеже зарыты десятки тысяч убитых гитлеровцами невинных людей». Следующей была наказание в газете «Киевская верно» 17 ноября, в которой оригинатор вспоминает о казненных «десятках тысяч мирных жителей». 27 ноября, получи массовом митинге, посвященном освобождению Киева, чин Николай Ватутин - командующий Первым Украинским фронтом, сказал таково: «Каждый из вы знает, какие зверства творили немецкие изверги в Киеве. В одном как 1941 году подлые фашистские звери истребили больше 85 тысяч мирных жителей Киева - женщин, стариков, детей. Кровища стынет в жилах, когда автор этих строк сейчас открываем ужасающую картину ужасного преступления фашистских людоедов в Бабьем Яру».

Через имени киевской общественности было направлено сопр Сталину (тогда были куда популярны такие послания «отцу народов»), в котором отмечалось, кое-что в Бабьем Яру убито «паче ста тысяч» киевлян. Ни пустословие о том, что в Бабьем Яру погибли десятки тысяч людей - детей, женщин, стариков - вот-вот за то, что они этнически принадлежали к евреям - безвыгодный было. Даже в секретных отчетах Сталину (вот хоть во втором отчете Хрущева через 21 ноября 1943 возраст) говорится о казненных в Бабьем Яру «мирных жителях города». И сначала - ни слова о геноциде евреев.

В 1945 году была издана брошюрка «778 трагических дней Киева» (столько дней городище находился под нацистской оккупацией) историка и партийного чиновника Кузьмы Дубины, идеже он пишет, что Гитлер «приказал своим диким ордам гасить русских, украинцев, белорусов, евреев» (приближенно сказать, «по старшинству»). Все же, красноречивый факт: в январе 1946 лета в Киеве состоялся открытый метаморфизм над нацистскими военными преступниками. Посреди ряда других обвинений, выдвинутых прокурором подсудимых немцам, было в книжка числе и то, что они в 1941 году убили в Бабьем Яру «семьдесят тысяч советских граждан еврейской национальности». Сие было первое, единственное и, слыхать, последнее со стороны советской полномочия признание того, что Бабий Берег - это прежде всего поляна зверского убийства мирного еврейского населения. 28 января военным трибуналом Киевского военного округа нацистским преступникам был вынесен решение. Из 15 обвиняемых 12 были приговорены к смертной казни из-за повешение. 29 января 1946 годы на площади Калинина (ныне Кладбище Независимости) состоялась казнь, сверху которой присутствовали почти 200 тысяч публики. Многие из них оставили мемуары об этом дне ...

1976 бадняк. «Памятник матросам»...

Сообразно окончании войны намерений запечатлить память жертв Бабьего Яра со стороны официальных властей было одну крош, но ни одно изо них так и не воплотили в содержание. Впервые о памятнике на официальном уровне упоминалось пока еще в марте 1945 года, да нужно было восстанавливать испорченный Крещатик, поэтому с увековечением памяти решили перекантоваться. Второй раз о мемориализации заговорили в 1948 году - хачкар планировали открыть в 1950-м, однако на этот раз помешала начатая Сталиным соревнование с «безродными космополитами», а между тем с евреями.

Под эту волну сталинского антисемитского террора нагорело немало еврейской интеллигенции, а вдобавок и украинских художников, которые решались в(о)здевать в произведениях еврейскую тематику, в частности перебирать в (душе о массовых убийствах еврейского населения в Бабьем Яру. Взять, остракизму со стороны официальных властей подвергли композитора Дмитрия Клебанова. Его Первую симфонию («Памяти мучеников Бабьего Яра»), написанную в основе древнееврейских религиозных песнопений, в 1946 году круто раскритиковали и запретили. Композитора обвинили в «буржуазном национализме», а получи творчестве музыканта фактически поставили чертогон. Премьера симфонии состоялась всего в 1990 году.

Дорога обреченных. Сюта Овчинников

Художника Василия Овчинникова следовать цикл рисунков «Бабий Углубление. Дорога обреченных» вот и все обвинили в «буржуазном национализме», а самочки рисунки назвали «антипатриотичными». Бери расширенном VI пленуме Союза советских художников Украины в мае 1949 возраст, в частности, говорилось: "В основу сего формалистического произведения положена фальшивая идейка о том, что якобы жертвами германского фашизма стало быть только еврейское население, а неважный (=маловажный) вообще советские люди...» Написанные в 1943 году и посвященные памяти жертв Бабьего Яра строфы Владимира Сосюры, Саввы Голованивского, во вкусе и упомянутый выше «Балка» Николая Бажана, были в сущности запрещены. И подобных примеров - уймища. То есть тот, кто именно утверждает, что «ни единого украинского трепотня и звука о Бабьем Яре раньше Евтушенко и Шостаковича не было», пластически говоря, ошибается. Были и стишонки, и рисунки, была и музыка, только все было запрещено. А вслед за тем и забыто в принудительном порядке.

О памятнике погибшим в Бабьем Яру бесцельно же предпочитали не перебирать в (душе до середины 60-х годов. Однако тогда тоже, несмотря возьми то, что в два этапа был проведен олимпиада, не пришли к единому мнению о мемориальной концепции. «Камнем преткновения» опять стал Холокост - массовое сокрушение евреев нацистами. Советские функционеры хотели любым образом обогнуть неудобную для них тему, только для художников это была когда-никогда непосильная задача. Например, одним изо участников конкурса был общепризнанный киевский архитектор Авраам Милецкий, чьи мамашенька и бабушка погибли в Бабьем Яру... И всего-навсего в июле 1976 года в сравнении с телевизионной башней, в стороне ото места расстрелов и сожжения останков замученных людей, властью был открыт мемориал с длинной надписью «Монумент советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, погибшим с рук немецко-фашистских оккупантов в районе Сырецкого массива м. Киева» (Витяша Некрасов называл его «памятником матросам»). У памятника установили плиту с надписью для украинском языке «Тут. Ant. там в 1941-1943 годах немецко-фашистскими захватчиками были расстреляны побольше ста тысяч граждан города Киева и военнопленных». И снова-здорово ни единого упоминания о под 34 тысячах евреев - детей, женщин, стариков...

Монумент расстрелянным в Бабьему Яру, принятый 1976 года

Преодолевшие прещение, или «Сионистские сборища» у Бабьем яру

Решительно неожиданно для советской власть имущие защитниками Бабьего Яра стала еврейская молодые. Амик Диамаант (Эммануил Адамант), молодой сотрудник Киевской обсерватории, зачинщик двух первых публичных собраний, посвященных 25-й годовщине массовых расстрелов еврейского населения в Бабьем Яру, 24 и 29 сентября 1966 годы, в одном из намного по прошествии времени данных інтерв’ю рассказывал: «Без мала ничего еврейского, кроме пятой графы в паспорте, у нас невыгодный было… Не было ни языка, ни истории, ни учителей, ни наставников, ни веры. До настоящего времени, что у нас осталось сверху тот момент, - сие могилы, которые пытались перевести ... Мы вступились вслед честь наших разоренных могил... Отчего мотив был только Вотан - защитить поруганное национальное величие и отстоять свои могилы…»

Амик Алмаз (в центре) на акции памяти жертв Бабьего Яра. 24 сентября 1966 возраст. Стоп-кадр из съемки кинооператора Укркинохроники Эдуарда Тимлина

Не больше и не меньше эти молодые люди, безграмотный побоявшиеся открыто придти в место захоронения жертв нацизма, с открытым забралом заявить о национальной принадлежности, отправить цветы, венки, бело-синие ленты - цветов флага Израиля, выезжать язык предков и современников - они сдвинули крутоломный мертвый камень молчания, которым была придавлена воспоминания о Бабьем Яре в советской Украине.

Собрание в Бабьем Яру, 1966 годик

После этих двух митингов - особенно позже второго - многолюдного, с участием украинца Ивана Дзюбы, русского Виктора Некрасова и других известных людей - по (по грибы) ними начало следить Чекушка. Посещение Бабьего Яра руководящие круги называли не иначе, равно как «массовым сионистским сборищем». Начались манером) называемые профилактические беседы (получи и распишись деле - запугивания), провокации, аресты, суды...

Победитель Некрасов. Надпись на иврите: «Бабий Обрыв. Помни о шести миллионах»

Чисто лишь один пример: в 1971 году в Бабьем Яру было запланировано одну каплю мероприятий. Александра Фельдмана - переводчика, товарища Виктора Некрасова, вызвали сверху профилактическую беседу в КГБ: «...Какую акцию вас запланировали на завтра? - Дрянной акции мы не намечали. Неравно вас интересует, что я на собственном опыте собираюсь делать завтра, в таком случае я могу сказать: я хочу поход в Бабий Яр и возложить веночек в память евреев, погибших в дальнейшем в 1941 году. - Вследствие чего вы отмечаете память в какие-нибудь полгода евреев? Ведь там похоронены советские народище других национальностей? - Хотя только евреи погибали после то, что принадлежали к определенному народу. Сие был геноцид. Замалчивать сие - значит обелять фашистских убийц. Опричь того, когда мы приходим получи и распишись кладбище, то приходим к могилам своих близких. Статочное ли дело это означает неуважение к другим могилам? Да мы с тобой скорбим обо всех жертвах нацистов, хотя не скрываем, что пре наша душа болит ради погибших евреев. Разве сие не естественно? - Автор не советуем вам выходить завтра в Бабий Яр. Укладывание венков с надписями на чужом языке и не выделяя частностей ваше вызывающее поведение может потребовать ответную реакцию со стороны нееврейского населения. Никак не боитесь ли вы сего? - Нет, не боимся. Я знаю, сколько без вашего прямого указания сего не произойдет. А вам невыгодны эксцессы... »Запланированные в те поры мероприятия состоялись, сотрудники Контора на расстоянии наблюдали вслед за участниками, но не трогали, опасаясь международной огласки.

Прямо это движение, эти общественные митинги, сие «низовое» возобновление памяти о невинно убиенных, в конце концов и побудили советскую режим не только к репрессиям, же и к хоть каким-то официальным мемориальным мероприятиям.

Кому замышлять и строить Мемориал в Бабьем Яру?

Бабий Овраг у 1950-х годах, заполненный отходами кирпичного завода - глиняной пульпой. В 1961 году каста масса прорвет дамбу и хлынет свыше на Куреневку

Бабий Углубление засыпали, заливали, заравнивали. Его застраивали (северную клочок), на нем устраивали мусорную свалку, хотели показать «парк культуры и отдыха» (с танцплощадкой, что в порядке вещей понимать. – Ред.), оснастить футбольное поле, бассейн.

Бабий Крутояр. Позади свежевыстроенные дома в его засыпанной северной части (ныне декуманус Телиги), в песке еще видны бренные останки и обломки черепов. Фото изо архива Э.Диаманта

Но Бабий Ров уцелел, можно сказать выжил. Без лишних разговоров на его территории сад и полтора десятка памятников. Единого мемориального комплекса перед сих пор нет, ежели и в 2010 году историко-мемориальному заповеднику «Бабий Крутизна» и был присвоен индигенат Национального. Это говорит малограмотный столько об извечной нехватке средств, как много о том, что тема Холокоста в Украине вторично не проговорена должным образом получи уровне общества. Так, (то) есть это было, скажем, в Польше, Прибалтике то есть (т. е.) любой другой европейской стране. Сказывается долгое советское старина с его послевоенным антисемитизмом нате государственном уровне, безразличием, страхом и нетерпимостью. Как раз поэтому украинская память о жертвах Бабьего Яра, а в рассуждении сего и о Холокосте, и поныне остается деформированной. Возлюбленная существует, но не целостная, никак не достойна ни убитых невинных десятков тысяч людей, ни Украины, которая декларирует себя равно как европейское государство.

И именно с-за этой деформированной памяти, либо «недопамяти», стал возможен давешний скандал, тлеющий до этих пор, что там носить в груди, позорящий Украину, и связанный с проектом Мемориального комплекса Бабьего Яра. Киевская городская и украинская влияние в целом, пока, предпочитают концепцию, предложенную Ильей Хржановским – российским кінорежиссером и его командой. Какими судьбами-то именно этот, поглядишь частный проект, очаровал украинских высокопоставленных лиц. Потому-то что на него выделяются частные бумажки?

Наблюдательный совет фонда "Бабий крутояр": Виталий Кличко, краеугольный раввин Украины Яков Дов Блайх, экс-руководитель Польши Александр Квасьневский, лавочник Виктор Пинчук, российские бизнесмены Павлуха Фукс и Михаил Фридман, директор исполнительного совета Еврейского агентства ради Израиля Натан Щаранский, рассейский бизнесмен Герман Хан, Володяша Кличко, экс-министр иностранных дел Германии Йошка Фишер / Отпечаток: Фейсбук#merkieva

А сам намерение, который вызвал массу вопросов у осязательный части украинского общества и с-за команды, и из-вслед «ультракреативных» идей, положенных в концепцию будущего мемориала, и изо-за финансирования (в состав Наблюдательного совета фонда «Бабий Крутизна» входят российские миллиардеры Мишутка Фридман и Герман Хан). Чтение, за которым маячит бездельник извечного «старшего брата», без участия которого снова никак? И сие - на седьмом году украино-российской войны ...

Модернизм-концепция? А может, кощунство?

Мемориальная реминисценция, связанная с Холокостом, во всех европейских странах - право государства. Признав на официальном уровне участие своей нации к Холокосту, Ватикан берет на себя обязательность и занимается местами массовых убийств гражданского еврейского населения, в частности такими, сиречь бывшие концлагеря, гетто либо места массовых расстрелов. Видеопамять о Холокосте в любой из европейских стран - отделение национальной памяти. Она безвыгодный «чужая», как никогда «еврейская». Возлюбленная общая. Именно такая, о которой говорил Ивася Дзюба в речи на памятном митинге 29 сентября 1966 возраст: «Бабий Яр - сие трагедия всего человечества, да произошла она на украинской земле. И следовательно украинец не имеет карт-бланш забывать о ней так а, как и еврей. Бабий Ров - это наша общая лихо, трагедия прежде всего еврейского и украинского народов».

Мемориальные комплексы в Европе малограмотный представляют собой нечто некогда и навсегда застывшее - они перестраиваются, модернизируются с учетом новых научных подходов и общественного восприятия, которое со временем меняется. А в откровенные «модерн»-ход (как у господина Хржановского) с намерением скандализовать или эпатировать рядового посетителя малограмотный впадают.

Проект Мемориала в Бабьем яру

В таком случае, что, возможно, допустимо в искусстве – видится неприемлемым мемориальной сфере. К тому но когда речь о такой травматической памяти, чисто Холокост. Мемориальный Центр Холокоста «Бабий Балка» уверяет, что хочет пробудить к жизни «Мемориальный Центр, кто станет заметным в мире центром исследования Холокоста»? Нам неотлагательно ясно одно: кто бы ни проектировал и далеко не совершал этот проект, симпатия должен быть под ответственным контролем государства и общественности.

Ученые, в часть числе и известная исследовательница исторической памяти, культурфилософ Аляйда Ассман, предостерегают, почто места преступлений, неизмеримо превышающих человеческую талант понимания, требуют очень взвешенного подхода. Любая стремление идентификации себя с жертвами иначе палачами - вещь сомнительная. А до сего часа замечает, что «Чуткость... начинается с гражданского просвещения, информации, истинного запас знаний». Вряд ли рядовому посетителю мемориала шибко необходимо знать, что расстрельные команды, которые «маловыгодный покладая рук» трудились в Бабьем Яру 29-30 сентября 1941 возраст, были сытно накормлены, им давали для обед мясные консервы и кровяную колбасу, и многих тошнило с такой снеди... Безграмотный целесообразнее ли, если бы глядючи на высечены на идише неужто иврите буквы, те, кто именно придут в Бабий Яр, понимали, к какому самый алфавита принадлежат эти древние буквы, посему они здесь высечены, и по отношению ко всему: что здесь когда-ведь произошло и почему.

Кто-в таком случае сказал, что «Мнема - серая зона между политикой и психологией». Безбожно бы не хотелось, (для того украинская память о Холокосте была экой «серой зоной». Их и манером) много и в украинском прошлом, и в настоящем.

Світлана Шевцова, Днепровский Город



Категория: Общество