Пенсии для вредных профессий: как начислят и кто заплатит старые долги?
Опубликованно 25.11.2020 03:30
В Укрaинe xoтят ввeсти нaкoпитeльныe пeнсии интересах врeдныx прoфeссий. При этoм иx мoгут сoкрaтить, пeрeлoжив с бизнeсa нa гoсбюджeт
Рaзрaбoтaнный Министeрствoм сoциaльнoй пoлитики зaкoнoпрoeкт «O внeсeнии измeнeний в нeкoтoрыe зaкoны Укрaины oтнoситeльнo нaкoпитeльнoй прoфeссиoнaльнoй пeнсиoннoй систeмы» нaкoнeц oбсуждeн и прeдстaвлeн прoфильнoму Кoмитeту ВР кaк «пилoтный прoeкт» интересах фoрмирoвaния пeнсий льгoтныx кaтeгoрий в рaмкax ввeдeния дoлгoждaннoй нaкoпитeльнoй систeмы. "Нaкoнeц", - пoдумaли финaнсисты. Вeдь oни-тo знaют, чтo зaкoн «O нeгoсудaрствeннoм пeнсиoннoм oбeспeчeнии», утвержденный eщe в 2003 гoду, нe рaбoтaл кaк рaз изо-зa oтсутствия имплeмeнтaциoнныx зaкoнoв. Будущиe пeнсиoнeры в глубинe души oбрaдoвaлись, чтo пoлучaют «три пeнсии вмeстo oднoй», кaк нaписaли в свoиx зaгoлoвкax нeкoтoрыe СМИ. Им-тo никтo нe oбъяснил, гдe пoдвox. Нo бoльшe всeгo oбрaдoвaлись aкциoнeры крупныx прoмышлeнныx прeдприятий, тaк кaк, нaкoнeц, пoявилaсь нaдeждa пoд aктивную фaзу рeфoрмы зaoднo заключить eщe oдин выгoдный им пeнсиoнный зaкoнoпрoeкт. Кoтoрый с 2012 гoдa пытaлся прoйти чeрeз жeрнoвa пaрлaмeнтa, нo кaждый рaз пo пoнятным причинaм oтзывaлся. В турбoрeжимe oчeрeднaя пoпыткa мoжeт стaть впoлнe рeaльнoй. Xoтя сaм пo сeбe представление накопления пенсионных выплат про работников вредных профессий в полном объеме удобен.
Что может скомпенсировать людям вредные условия труда? Не более живые деньги
Законопроект предлагает внесение накопительной профессиональной пенсионной системы (НППС) пользу кого занятых на вредных производствах работников в возрасте по 35 лет, имеющих прерогатива на льготную пенсию, после счет повышения ставки единого соцвзноса интересах таких работодателей на 7% аль 15%.
Законопроект предусматривает три профессиональных пенсионных программы:
Утилита №1 дает право на наживание пенсионных выплат после 50 полет при работе по "списку №1" ото 10 лет у мужчин и с 7,5 лет у женщин.
План №2 включается после 55 парение и работе по "списку №2" ото 12,5 лет у мужчин и с 10 лет у женщин.
Драйвер №3 дает возможность добровольно зайти в НППС на условиях, определенных в коллективных договорах, и возьми получение пенсионных выплат объединение достижении 55 лет.
В области программе №1 работодателям придется в (добавление к 22% ЕСВ платить покамест 15%, в программе №2 - 7%, в программе №3 - ото 3% по согласованию с работниками. В соответствии с законопроекту, страховые взносы, которые поступят из-за участников НППС, Пенсионный запас Украины будет направлять в негосударственные пенсионные деньги (НПФ) и страховые компании (СК), авторизованные Нацкомиссией сообразно ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Участники системы смогут оригинально выбирать НПФ и СК (основание "пенсионные средства ходят вслед участником"), одначе если они в течение трех месяцев отнюдь не выбрали, то НПФ брось определен автоматически в порядке Пенсионного фонда Украины.
"Эскизный объем средств для ёбаный накопительной системы составит 2-3 млрд грн в година", - сказал, представляя транс, премьер-министр Денис Шмыгаль.
«Яко мы предлагаем в законопроекте. На певом месте: для работников, которые в тот же миг трудятся во вредных и тяжелых условиях, невыгодный будут изменены фактически ни образ мыслей, ни условия назначения такого склада льготной досрочной пенсии. Наш брат меняем только механизмы. Ведь есть, возмещение льготных пенсий достаточно заменено на финансирование таких пенсий выше уплату повышенной ставки Единого взноса», - рассказала мустешар социальной политики Марина Лазебная. Симпатия отметила, что за онколь этих средств будут возмещаться расходы для выплаты текущих льготных пенсий и будут введены машины досрочной накопительной пенсии ради будущих пенсионеров.
Кто хватит платить долги?
Уже едва не 20 лет в Украине действует логичность, согласно которому работники, занятые для вредных производствах (по спискам № 1 и № 2), могут нет чего/кого. Ant. начаться на пенсию на 10 полет раньше. Но при условии наличия у них 10 иль 7,5 года соответствующего стажа работы в таких производствах. Льготную пенсию следовать этот период им обеспечивает афера, на котором человек вредил своему здоровью. За факту же пенсию платит Эмеритальный фонд, а частные предприятия компенсируют ПФУ пенсионные выплаты, которые дьявол делает. По разным оценкам, после эти 20 лет предприятия должны были резервировать на выплаты своим будущим пенсионерам с 70 млрд грн задолго. Ant. с 100 млрд грн. Вдобавок, по состоянию на 1 апреля 2020 возраст, у этих предприятий уже кроме того существовала задолженность по выплатам текущим пенсионерам на пороге Пенсионным фондом в размере 14,5 млрд грн.
Сераскир социальной политики Марина Лазебная отметила, как будто предложенный механизм позволит пристукнуться проблему долгов предприятий передо Пенсионным фондом по выплате льготных пенсий. Соответственно ее словам, с 2008 возраст этот долг вырос с 1 млрд грн по почти 15 млрд грн держи октябрь этого года, каждогодно увеличиваясь на 1,5 млрд грн. "Изо 10 предприятий 8 не возмещают", - заявила майордом. По ее словам, предприятиям-должникам брось дано право оплатить оный долг с рассрочкой на высшая отметка лет. В пояснительной записке уточняется, что-то речь идет о 8 тыс. должников, 2,5 тыс. с которых уже экономически неактивны.
До того Минсоцполитики оценивало количество работников, которые подпадут подина действие НППС, больше нежели в 135 тыс. селовек.
Ведомство также отмечало, что плюсом перехода к фондированные системы пенсионного обеспечения, идеже будущие пенсионные выплаты работникам будут обеспечены пенсионными активами, является почта таких активов от деятельности предприятий, а и возможность наследования таких средств. Вдобавок того, работодатели вышеупомянутых категорий работников, которые пока в значительном объеме осуществляют удовлетворение расходов на выплату льготных пенсий, будут заплатить только за фактически нынешних сотрудников и смогут выгадать. Ant. потратить.
Итак, в Украине хотят подсоединить профессиональные накопительные пенсии. Престижно обнадеживающе? Законопроект предусматривает запускание НППС с 1 января 2021, обаче на заседании Кабмина было высказано ой ли? едва ли, что это возможно содеять в столь короткие сроки. Эксперты но объясняют, что с законопроектом в принципе мало-: неграмотный так.
«Предлагается возражение работодателям их долги, на др математика правительства не сходится»
Председатель правления Общества актуариев Украины Юраха Иванько:
- На самом деле, перемена заключается в том, что депутатам предлагается помиловать работодателям их обязательства объединение выплатам льготных пенсий и предписать в дальнейшем их платить с государственного бюджета. То принимать прибыль от работы человека получает конкретное заведение, а пенсию дополнительную ему оплачиваем наша сестра с вами. Неплохая идея, правота?
Но чтобы этот энтимема был не так очевиден, Минсоцполитики предложило в дополнение взимать в ПФУ с предприятий ради таких работников старше 35 парение повышенную ставку единого взноса достоинство 15% (или плюс 7%) к имеющимся неотложно 22% ЕСВ. Но взыск(ив)ать будут с текущих работников, а производить (платеж пенсии с этой суммы нужно фактическим пенсионерам и вместе с тем накапливать на пенсию тем, кто именно еще работает и эти взносы платит после себя.
Министерство при этом уверяет, какими судьбами платежи в Пенсионный фонд будут эквивалентны тем платежам, которые подчищать в рамках действующей системы. Естественное же, это не в такой степени. Если в первые годы платежи в солидарную систему ПФУ уменьшатся будто на 20% по сравнению с имеющейся системой, в таком случае уже через 10 парение падение достигнет 60-80%. Сие произойдет вследствие того, словно количество пенсионеров будет переходить во владение постоянной величиной в течение 10-15 полет. А количество плательщиков будет снижаться ежегодно, поскольку работники в дочери годится 35 лет войдут в накопительную систему. Таким образом, вслед 25 лет из общего объема обязательств, которые получи и распишись сегодня оцениваются в 70-100 млрд грн, ПФУ получит без- более 30%, а остальные собственность будут переведена на госбюджет. Каких действий позволяется ожидать от Пенсионного фонда? Неискаженно - попытки отказаться от обязательств после спецпенсии, как это сейчас наблюдалось по выплатам пенсий следовать выслугу лет. Именно такая тенденция ждет работников старше 35 парение, поскольку есть большой рискованность потери пенсионных выплат в результате ежегодного роста дефицита ПФУ.
А что-что в таком случае ждет человека в сыновья годится 35 лет, которого будто должна «осчастливить» реорганизация? Ловите еще одну вишенку в торте. При введении этой системы все) накопленный таким работником выработка на тяжелых предприятиях ведь обнуляется, и накопление единого налога происходит с нуля. Соответственно факту Минсоцполитики предлагает депутатам вручить от 10% до 40% льготных пенсий, которые они заработали, работников в возрасте до самого 35 лет.
В итоге, муж (совета) с 20-летним стажем, изо которых он отработал 7 получи вредных производствах из списка № 1, присутствие выходе на пенсию в 50 парение при зарплате в 10 тыс. грн после действующей системе получит пенсию сверху 3,5 тыс. грн, а сообразно предлагаемому механизму - всего едва в размере до 2 тыс. грн. В качестве кого мы видим, ни индивидуальность, ни госбюджет от сего не выигрывают. В отличие ото предприятий, которые с 2012 возраст пытаются добиться такого подарка со стороны государства.
Паче обоснованным подходом является азы накопительной профессиональной системы всего для лиц, не имеющих стажа сверху производствах из списков №1 и №2. В то время как для тех, у кого таковский стаж уже есть, надлежит оставить существующий механизм возмещения работодателями расходов ПФУ возьми оплату пенсий, полученных сверху льготных условиях.
А любые нововведения согласно пенсионным выплатам без проведения актуальных расчетов могут задорого обернуться бюджету и власти в целом, и шельмовать долгожданную пенсионную реформу.
«Нарезка в правильном направлении, но перемещенный "локомотив пенсионной реформы" может и невыгодный сдвинуть с места»
Александр Ткач, распорядитель компании «Пенсионно-актуарный советник», эксперт по вопросам пенсионного обеспечения:
- Подсоединение профессиональных пенсионных систем - стадия в правильном направлении. Это - создавание как требований Директивы Нашел 41/2003 от 03.06.2003, круглым счетом и Закона Украины №1058 через 09.07.2003. Но Украина опоздала в исполнении "домашнего задания" почитай (что) на 15 лет. Следственно нынешнее правительство делает малюсенький, но важный и смелый поступательное движение навстречу накопительной пенсионной системе. Однако есть и недостатки. В целом в самом деле с мнением Общества актуариев Украины релятивно льготных пенсий (Список №1 и Каталог №2). То, что предложено, (и) еще как похоже на перекладывание проблемы сверху «другие плечи», которое началось вновь в 2012 году и продолжалось быть правительстве Владимира Гройсмана в 2017 году. Загадочно, на каких предположениях основаны предлагаемые ставки взносов, а самочки методика их расчета неважный (=маловажный) раскрыта. Поэтому предостережение о возможном «дефиците финансирования» и недостаточности уровня будущих пенсий заслуживает внимания.
Поштучно надо сказать об отмене пенсий ради выслугу лет, которая стряслось в 2017 году для сотен тысяч работников. Рань под программой №3 эти пенсии кажется бы хотят восстановить, а через механизмы коллективного договора, которые в нашей стране маловыгодный имеют никакой перспективы. Об этом свидетельствует процессия выполнения действующих отраслевых соглашений в Укрзализныце, горно-металлургическом комплексе и т.п. Невыгодный замечать и не понимать сего нельзя. Об этом стократ говорилось и сообщалось разработчикам правительственных законопроектов, точь в точь экспертами, так и профсоюзами, и разработчики демократично не прислушиваются к этих аргументам. В обмен. Ant. наряду с постепенного введения профессиональных пенсионных систем в (видах выслуги лет с 2005 возраст на базе корпоративных и профессиональных негосударственных пенсионных фондов (в духе это и предусматривалось законом в 2003 году), такие основной капитал вообще вычеркнуты из второго уровня и системы профессиональных пенсий. Зато предлагается сомнительна активизация, к которой НКЦБФР будут допущены только-тол открытые пенсионные фонды. Сие противоречит Директиве 41/2003 Есть, согласно которой риск выслуги полет и потери трудоспособности должен возмещаться трудовыми пенсиями (пенсионными выплатами) отраслевых и корпоративных фондов и компаний страхования жизни.
На случай если же решать проблему льготных пенсий и пенсий следовать выслугу лет, то инструмент должен быть другим. Таким, во вкусе в странах, где это происходит в случае перехода с пенсионных схем с установленными выплатами к схемам с определенным вкладом (Нашел, США и др.). Поначалу надо зафиксировать стоимость сделано заработанной части пенсий (которые должны были покрываться через ПФУ) до момента перехода сверху другой механизм финансирования (при помощи НПФ). Заработанная часть возмещается тем, кто именно потреблял рабочую силу в прошлом, а уплата труда в последующие периоды финансируется сквозь уплату пенсионных взносов, так не в ПФУ (который направит их держи выплаты нынешним пенсионерам и зарплаты служащим), а в НПФ (бери индивидуальный пенсионный счет лица). Разработчики без затей игнорируют (не замечают) оный принцип, закрепленный в международных стандартах финансовой отчетности. Выходит, переложить финансирование значительной части льготных пенсий получай ПФУ (который хронически дотируется изо бюджета), а вместо этого рекомендовать уплату повышенного размера ЕСВ выглядит бабушка надвое сказала.
Аргументы о "почти постоянно работодатели не возмещают" иль "у предприятий нет денег" безлюдный (=малолюдный) выдерживают критики. Достаточно единственно вспомнить перечень отраслей с вредными условиями труда (добыча полезных ископаемых, огненный) цех, энергетика...) и ознакомиться с рейтингами доходов владельцев соответствующих предприятий. (абсолютная из них экономически активны и совестливо выполняют требования по возмещению ПФУ расходов нате выплату льготных пенсий.
В общем, необходимо четко разграничивать пенсии, назначаемые после работу во вредных и опасных условиях (Перечень №1 и Список №2) и пенсии за выслугу планирование (то есть, за работу в условиях, если человек теряет профессиональную соответствие до наступления пенсионного возраста). Безлюдный (=малолюдный) стоит эти разные сообразно природе пенсии закладывать в Вотан законопроект. Перегруженный ими "бронелокомотив пенсионной реформы" может невыгодный сдвинуть с места. Если но последовательно запустить несколько "локомотивов" с одним "вагоном пенсий" в каждом законопроекте и выкинуть это с соответствующим интервалом, так их прохождения «депутатской станции» может задаться с большой вероятностью. Следовательно, свершение пенсионной реформы, которую решился сегодняшнее правительство, будет гарантирован.
Записала Ксанка Полищук, Киев
Категория: Общество